Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС)
Электронная информационно-образовательная среда (далее ЭИОС) – информационно-образовательное пространство, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих условия освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
НАЗНАЧЕНИЕ ЭИОС:
- обеспечение информационной открытости школы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования;
- организация образовательной деятельности школы и обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационно-образовательным ресурсам ЭИОС.
ЭИОС ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
- организацию доступа к основным профессиональным образовательным программам, учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, программам государственной итоговой аттестации, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов текущей, промежуточной аттестации и результатов освоения основной профессиональной образовательной программы;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы;
- создание условий для организации взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного посредством сети «Интернет»;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализации которых предусматривает применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
«Цифровая образовательная среда» (далее — ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
Ключевая идея проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Под ЦОС понимают единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
Что же такое цифровая образовательная среда? В неё входит несколько компонентов – высокоскоростной интернет в школе, обеспечение кабинетов техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта школа получила современное оборудование.
Участие в данном проекте позволит обеспечить обновление содержания образования и предоставит возможность школьникам свободно и одновременно безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
Задача проекта:
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Реализация проекта осуществляется при поддержке:
- Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/.
- Федеральным оператором мероприятий по реализации проекта является ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»: https://apkpro.ru/.
- Региональным координатором мероприятий по реализации проекта является Министерство образования и науки Курской области: http://komobr46.ru.
Информация о национальном проекте «Образование» размещена на сайте Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/national-project/.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Положение об электронной информационно-образовательной среде (со списком допущенных к использованию в ОУ ЭОР)
- Приказ о назначении администратора по работе с ИКОП «Сферум»
- Приказ о проведении мероприятий по повышению качества внедрения ИКОП «СФЕРУМ»
- Приказ о назначении ответственного и подключении к ФГИС «Моя школа»
- Приказ о назначении ответственных лиц за подготовку и проведение аккредитационного мониторинга образовательной организации
- Договор о подключении к НЭБ
- ФГИС «Моя школа»
– единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей. Национальная электронная библиотека предоставляет пользователям интернета доступ к электронным фондам библиотек, участвующих в проекте, посредством единого веб-портала. Участниками проекта являются российские библиотеки, музеи, архивы, учебные заведения, выразившие желание предоставить доступ к своим фондам для пользователей НЭБ.
Получить доступ к ресурсам НЭБ можно в читальном зале библиотеки или на официальном сайте.
- «Российская электронная школа»
– это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.
Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. - Портал дистанционного обучения учащихся образовательных организаций Санкт-Петербурга
– часть системы дистанционного обучения, которая доступна обучающимся и педагогическим работниками государственных образовательных организаций начального, общего, среднего и средне-профессионального образования Санкт-Петербурга. - Интерактивная сеть Траектория.онлайн
– молодежная площадка, где школьники и студенты могут бесплатно пройти тестирование и узнать, какие учебные заведения и места работы им подходят с учетом психологических и личностных характеристик. - Цифровой образовательный контент
– eдиный бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России ученикам и педагогам всех организаций начального, основного, среднего общего и среднего профессионального образования. - Электронная библиотека учебников. Российское образование
– проект Российской академии образования, реализуемый Информационным центром РАО «Библиотека Ушинского». Содержит полнотекстовые версии учебников прежних лет и научные труды по проблемам учебной литературы. Все материалы проекта общедоступны и предназначены для использования в учебных и научных целях. - Виртуальные лабораторные и практические работы
– на углубленном уровне основного общего образования и среднего общего образования - УЧИ.РУ
– интерактивные курсы для 1–11 классов, подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и другие развивающие занятия. - ЯКласс
– цифровой образовательный ресурс для школ: учителей, учащихся, родителей. - Библиотека цифрового образовательного контента
– масштабная база знаний, созданная по всем предметам и темам школьной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и универсальным тематическим классификатором с использованием самых современных способов визуализации материала.
Доступ участников образования и работа с электронными данными осуществляется при участии ГИС СПб «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга»
Ссылка на Портал «Петербургское образование»
КАИС КРО – автоматизированная система, созданная для централизации предоставления образовательных услуг для граждан и позволяющая сотрудникам образовательных организаций осуществлять межведомственные электронные запросы в исполнительные органы государственной власти Санкт Петербурга и федеральные органы исполнительной власти.
КАИС КРО дает гражданам возможность:
- автоматизировано получать государственные услуги: подача заявлений в электронном виде на постановку на учет и зачисление детей в государственные образовательные организации Санкт-Петербурга, реализующие образовательные программы дошкольного и основного общего образования, в том числе через Единый портал государственных услуг;
- получать полную и актуальную информацию об образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
- просматривать информацию об успеваемости учащихся в электронном виде;
- сотрудники образовательных учреждений Санкт-Петербурга могут подавать в электронном виде заявления на предоставление услуг по аттестации педагогических работников, государственной аккредитации и лицензированию образовательных организаций;
- работникам образовательных организаций Санкт-Петербурга предоставляются средства автоматизации.
КАИС КРО обеспечивает:
- автоматизацию исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Комитета по образованию;
- процесса зачисления и учета обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций;
- выполнения межведомственных информационных запросов в ИОГВ с целью предоставления государственных услуг в сфере образования;
- защиту персональных данных, обрабатываемых в системе.
КАИС КРО состоит из:
- Портала «Петербургское образование», предназначенного для предоставления пользователям доступа к информации о сфере образования Санкт-Петербурга, авторизованным пользователям доступа к специальной информации, а уполномоченным лицам к личным кабинетам для принятия управленческих решений;
- Подсистемы «Параграф», предназначенной для автоматизации исполнения функций сотрудников образовательных организаций, отделов образований администраций районов Санкт-Петербурга, Комитета по образованию по учету обучающихся, воспитанников, работников образовательных организаций;
- Подсистемы «Закрытый портал», предназначенной для должностных лиц, и способной выполнять межведомственные электронные запросы в исполнительные органы, получать запросы с заявлениями от межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде, передачи статусов электронных дел в МАИС ЭГУ;
- Подсистемы «Региональный сегмент учета контингента обучающихся» предназначенной для учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
- Подсистемы «Портал Олимпиадное движение», которая предназначена для автоматизации процесса организации и проведения олимпиад, конкурсов и мероприятий.
Доступ учреждения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляет, а так же обслуживает СПб ГУП «АТС Смольного».
В соответствии с Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга № 227-ра от 19.02.02 «О создании Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» и на основании государственного контракта (ссылка)
СПб ГУП АТС «Смольного» успешно реализует мероприятия для обеспечения бесперебойного функционирования технических средств ЕМТС, а так же своевременно устраняет выявленные неисправности на станционных, линейно-кабельных сооружениях и прочих объектах обслуживания.
Электронное портфолио школьников – это инструментальная среда информационной поддержки формирования новой модели портфолио учащихся в условиях введения новых ФГОС. Предназначена для фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях деятельности учащихся с помощью информационных технологий.
Электронное портфолио позволяет упростить процесс отслеживания индивидуальной траектории школьников, развития и личностного роста, анализа и самоанализа.
Электронное портфолио обеспечивает:
- накопление различных данных (информации) в электронном виде в течение всего периода обучения;
- наглядность основной компетентности учащегося за выбранный (заданный) период;
- проведение анализа показателей приведших к желательным (нежелательным) результатам;
- развитие мышления учащегося (гибкость, рациональность, оригинальность) и умения решать абстрактные задачи;
- развитие способности осуществлять самоконтроль и самооценку;
- формирование прикладных умений (способность решать практические задачи, применяя имеющиеся знания;
- формирование коммуникативных умений учащегося;
- формирование интересов (увлечённости) к конкретным областям знаний и будущей профессии.
Какие сервисы можно использовать для создания цифрового портфолио?
Сервис «Школьное портфолио»
Что такое «Школьное портфолио»?
«Школьное портфолио» — образовательный сервис для школьников и их родителей на Госуслугах, в котором можно:
— узнать количество дней до каникул, оценки за прошлые периоды, средний балл ребёнка по каждому предмету;
— получить информацию о школьных событиях и результатах проверочных работ
— создать учётную запись ребёнка
Разделы «Школьного портфолио»
«Лента событий» — информация о родительских собраниях, внеклассных мероприятиях, контрольных и других школьных событиях
«Оценки» — информация об оценках за прошлые периоды учёбы ребёнка по всем предметам
«Средний балл в классе» — статистика успеваемости ребёнка и динамика среднего балла по каждому предмету
«Посещаемость» — статистика посещаемости за текущий учебный период
«До каникул осталось» — счётчик дней до начала каникул