Заведующий музеем "История школы на Куракиной даче"
Безрукова Татьяна Петровна

Режим работы: понедельник - четверг с 09.00 до 16.00
кабинет: 216
email: tatyanabez2008@gmail.com

Нормативно-правовые документы

Группа ВКонтакте

https://vk.com/museum_328

С новостями школьного музея можно ознакомиться в официальной группе ВКонтакте

История школы

В 1703 году на освобожденных от шведов Приневских землях был основан Санкт-Петербург. Молодой столице требовались строительные материалы и связь с остальной частью России. По воле Петра Великого вдоль левого берега Невы был проведен тракт на Архангельск через Шлиссельбург.

Земли у дороги именовались Невскими, или Ижорскими. Они активно застраивались Кирпичными  и Фарфоровым заводами, Зеркальной фабрикой, Заводом стеклянной посуды, Александровской мануфактурой,  Карточной и Гардинной фабриками.

Там же возводились дачи для представителей крупных дворянских родов.  Названия их можно встретить на карте Санкт-Петербурга. До сих пор сохранилась Фарфоровская улица и старое название Щемиловки – «колония Фарфоровая», а также Стеклянная улица и «Стеклянный городок».

К их числу относится и садово-парковый ансамбль «Куракина Дача». Комплекс строений, расположенных на левом берегу реки Невы, территории Невского района на юго-востоке Санкт-Петербурга, между станциями метро «Ломоносовская» и «Пролетарская», недалеко от речного вокзала, в 18-19 веках принадлежал князьям Куракиным. Выбор для Куракиных дачного участка именно там обусловлен такими факторами, как удобное расположение угодий, замечательной природой этих мест, близостью реки и относительной лёгкостью переезда к зоне отдыха по Шлиссельбургскому пути. Теперь данный регион носит название парк «Куракина Дача» и включает в себя такую историческую постройку владений рода Куракиных, как здание Богадельни Малого Отделения Николаевского Сиротского Института. По периметру парка протекает Козловый ручей. Прекрасный парковый ансамбль занимает 12 десятин (17 гектаров) владений.

Первым владельцем имения был Борис Иванович Куракин. (1676-1727). Князь, сподвижник Петра I, дипломат, участник Азовских походов и Северной войны командовал Семеновским полком в Полтавской битве, посол в Великобритании, Голландии, Ганновере, Франции. (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г.) Составил «Гисторию о Царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях».

Его правнук Александр Куракин, рано оставшись сиротой, по приглашению был направлен в Зимний дворец для совместных игр и учебных занятий с наследником престола Павлом Петровичем. Во дворце он воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, который впоследствии назначил А. Б. Куракина вице-канцлером, Генерал -Губернатором Москвы. В дальнейшем Александр Борисович Куракин (1752-1818) владелец дачи.  Князь, российский дипломат. В 1796-1802 вице-канцлер, президент Коллегии иностранных дел. С 1797 г. Бальи Мальтийского ордена. С 1798 г. сенатор, действительный член Российской Академии, предводитель Дворянства Санкт-Петербургской губернии (1797-1799). С 1801 г.  член Государственного Совета. Действительный тайный советник 1-го класса (1807). В 1809-12 г.г. посол во Франции, своевременно информировал русское правительство о предстоящем нашествии Наполеона I, принимал самое активное участие в заключении Тильзитского мира с Францией. (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г.)

Александр Борисович Куракин – обладатель огромного состояния, известен как «Бриллиантовый Князь», первым отменил у себя в имении крепостное право и издал об этом научный труд. Скончался 25 июля 1818 года в Веймаре.  В Павловске, в церкви Марии Магдалины есть памятник А.Б. Куракину с надписью: «Другу супруга моего». Его установили в 1819 г., по указу вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Последним владельцем дачи, вплоть до 1801 года, — был Алексей Борисович Куракин.  (1759-1829, СПб.) Брат Александра Борисовича Куракина. Князь, государственный деятель, действительный тайный советник (1797). В 1796-98 г.г. генеральный прокурор, в 1798 министр Департамента удельных имений, член Непременного совета (1804-09), министр внутренних дел (1807-10), член Государственного совета (1811). В 1824 председатель Комитета о пособии разоренным наводнением.  Алексей Куракин, вероятно, являлся прототипом одного из основных героев романа «Война и мир» князя Василия Сергеевича Курагина. Совпадают биографии князей Василия Курагина и Алексея Куракина: время жизни, общий ход карьеры при трех государях, три звезды, трое детей, дочь Елена.  (Энциклопедический словарь Петербурга).

Высочайшим Указом императора Павла I, от II февраля 1801 года здание дачи было приобретено для проживания там сирот-подростков, работавших на Александровской Мануфактуре,  и перешло в собственность Ведомства Императрицы Марии Фёдоровны. (Предприятие было основано в 1798 году императрицей Марией Фёдоровной для развития материальных средств Воспитательного дома.)  

Взамен этой дачи князю Алексею Борисовичу Куракину Императором было назначено имение в Московской губернии.

30 августа 1813 года каменное строение дачи было передано Санкт-Петербургскому Воспитательному Дому для размещения в нём своих воспитанников. 

Далее, в 1837 году на территории Куракиной дачи по распоряжению императора Николая I,  было открыто Малолетнее отделение Сиротского Института при Воспитательном Доме. Дача стала называться Александровской дачей Николаевского Сиротского Института. Сначала здесь поместили для проживания сотню девочек-сирот дворянского происхождения в возрасте от 5 до 11 лет.

К этому времени сам корпус бывшей дачи рода Куракиных пришел в ветхость, и архитектор И.Е. Иогансон перестроил его сообразно назначению здания и удобства проживающих там воспитанниц. В 1869 году работы по перестройке объекта завершились.

В 1918 Воспитательный дом был упразднен.

Воспитание и содержание сирот перешло в ведение Народного комиссариата просвещения.

Комплекс зданий Воспитательного дома в 1918 был передан 3-му Петроградскому педагогическому институту (ныне Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).

После революционных событий 1917 года страну захлестнула волна детской беспризорности. У многих из безнадзорных детей, родители погибли в мировую и гражданскую войны, либо умерли от голода, холода и болезней. Поэтому с 1918 года объект «Куракина Дача» использовался под Интернат для детей рабочих.  

В 1920 году на территории Куракиной дачи была открыта 122-ая Советская Единая Трудовая школа. Осенью 1925 года группа учителей, во главе с директором, заслуженным учителем РСФСР Марком Ивановичем Морозовым выбрали место для создания учебного пришкольного участка. Огромными усилиями и ежедневным трудом учащихся и педагогов, приусадебное хозяйство переросло в «Агробиологическую станцию РОНО». Руководил Агробазой Матисен Василий Александрович ученый-естествоиспытатель.  

С началом Великой Отечественной войны Василий Александрович был назначен на пост главного агронома по Невскому району. На этом посту он проработал до 1945 года, был награжден медалями «За доблестный труд» и «За оборону Ленинграда».

Стаж педагогической работы Матисена В.А. составляет больше 50 лет. Он участвовал в семинарах, проводившихся во Дворце пионеров им. Жданова, много лет был лектором городского бюро.

На счету Матисена В.А. сорок печатных работ, посвященных опыту выращивания сельскохозяйственных культур на базе пришкольного участка Куракиной Дачи.  

В 1945 г. вышла его книга «Как мы выращиваем томаты», в 1951 г. «Опыт работы станции юных натуралистов Невского района города Ленинграда»  

Одичавшие со временем старые яблони одиноко стоят около школы, напоминая новым поколениям школьников о бурной сельскохозяйственной жизни, кипевшей здесь 50 лет тому назад.

Вероломно напав на Советский Союз, в сентябре 1941года гитлеровские полчища подошли к Ленинграду. Началась суровая 900-дневная блокада. Неимоверные трудности и лишения выпали на долю воинов Ленинградского фронта и жителей города. Но, ни вражеские обстрелы и бомбежки, ни голод и холод не сломили волю советских людей к победе. Отстояв город Ленина, колыбель революций, его защитники вписали в историю Великой Отечественной войны еще одну славную страницу.

В 1941 году в Ленинграде была только одна районная агробиологическая станция в Невском районе. Урожай 1941 года спас жизнь многим жителям Куракиной дачи и района. Детям, старикам и молодым матерям выделялось небольшое количество сухих овощей и яблок, заготовленных осенью. Многие из детей блокады вспоминают компот из яблок, который варили учителя школы для всех маленьких жителей Куракиной дачи, находившихся в бомбоубежищах зимой 1941-1942 года…

Накопленный опыт очень пригодился в годы героической обороны осажденного Ленинграда.

Впервые же дни войны четыре лошади и трехтонная автомашина станции были отправлены для нужд армии. Ушли на фронт и некоторые работники. Оставшийся персонал приложил немало сил, чтобы оказать максимальную помощь городу в поставке овощей.

На станции юных натуралистов была небольшая теплица и парниковое хозяйство. Весной 1942 года стало развиваться коллективное и индивидуальное огородничество. Потребность в рассаде овощей возросла, и на Агро станции взялись ее выращивать.

В 1942 году агробаза получила более 30 тысяч штук рассады помидоров и около 1 миллиона штук капусты и брюквы. Работали, не считаясь со временем. Особым трудолюбием отличались бригадир А.С. Маишистова и работники П.В. Матвеева, М.Г. Говорова, М.М. Нивикова, В.А. Ярутов, В.А. Каменкова, Валя Воронкова и другие. Посильную помощь взрослым оказывали оставшиеся в городе юннаты Миша и Шура Мельниковы и Шурик Фрейде, который позже ушел на фронт.

Трудиться нередко приходилось под артиллерийским обстрелом и вражеской бомбежкой. В апреле 1943 года авиабомба упала рядом с теплицей, где было много не распикированной рассады помидоров. Взрывной волной выбило стекла. Столяр В.А. Ярутов, рискуя жизнью, не стал ждать конца бомбежки и среди ночи перетащил ящики с растениями в помещение.

Неплохо было организовано и семеноводство овощных культур, в особенности капусты и помидоров, с которыми селекционная работа велась еще до войны. Семена, полученные на станции, распределялись по хозяйствам района. Стремясь получить наиболее холодостойкие, скороспелые и урожайные помидоры, работники Агробазы вели большую работу с сортом Бизон и вывели новую форму, которую условно назвали «Юннат». Этот сорт пользовался громадной популярностью и спросом среди населения Ленинграда. Жители Невского района говорили, что «куракинская» рассада «не зябнет», а урожаи обильные и скороспелые.

Агробиологическая станция РОНО просуществовала до 1960-х годов. От огромного когда-то хозяйства остался только яблоневый сад.  

В здании, на Куракиной даче, по адресу ул. Бабушкина д. 56/1, находится школа № 328.  В Петербурге мало найдется школ, подобно нашей школе, которая бы так удачно вписалась в ландшафт старого города.

В конце мая 1941 года в Единой Советской Трудовой школе закончились занятия, ученики   ушли на летние каникулы. Школа опустела.   22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 8 сентября Ленинград попал в кольцо фашистской блокады. Новый, 1941-1942 учебный год, в школе, как и во многих школах Ленинграда, так и не начался…

В годы Блокады в звании школы располагались госпиталя 55 Армии Ленинградского фронта.

С 24 ноября 1941 по май 1942 года инфекционный госпиталь №823.

С 9 июня 1942 по 1 июля 1943 года эвакогоспиталь № 922.

С января 1942 по май 1942 года инфекционный госпиталь №857.

С17 июня 1943 по декабрь 1943года эвакогоспиталь №262.

В декабре 1943 года эвакоприемник №140.

(Справка из Центрального Архива. Филиал военно-медицинских документов г. Санкт-Петербурга от 17 февраля 2017 года.)

Школа № 347 располагалась напротив Обуховского завода. В декабрьское утро 1943 года, девочки пришли в школу, разошлись по классам, сели за парты …и тут послышался свист снарядов. Самые маленькие, первоклашки, чинно сидели за партами, а снаряды ложились все ближе и ближе к школе…

Пионервожатая Галя Беленкова побежала к ним и с порога крикнула: «Живо бегите вниз…»

Только спустились первоклашки на один пролет, послышался грохот зазвенели стекла полетела штукатурка, в дребезги разлетелась на лестничной площадке большое зеркало. А там, откуда Галя только что вывела малышей, зияла дыра…

…420 снарядов выпустили фашисты в тот день по одному только Володарскому (Невскому) району.

Это отрывок из книги «Дети города героя» рассказ «Здравствуй Галя». (фото)

Среди тех первоклашек, которых спасла Галя Беленкова,  была  и Нина Каменкова. Ее четвертная ведомость хранится в музее школы. Нина Ивановна вспоминает: «Девчонки  приуныли …опять не учиться зиму. Вскоре узнали, что нам отдали здание на Куракиной даче».

Но приступить к занятиям удалось не сразу, школу надо было не только привести в порядок (это девочки сделали достаточно быстро)  надо было каким-то образом доставить в школу мебель и учебные пособия, ведь горючее в блокадном городе было на вес золота. Девочки решили – прокатим парты по снегу, как санки. Сказано, сделано, и одним морозным днем отправился от завода Большевик к Куракиной даче необычный обоз: парты были загружены школьными пособиями, географическими картами, стопками книг, а толкали их худенькие девчушки от первоклассниц до старшеклассниц. Были среди этих девочек две ученицы Аня Иванова (Бусурина) и Лида Босаргина (Власова), которые окончив школу и институт, пришли работать в уже в 328 школу учителями. (фото)

Так, в конце 1943 года разместилась на Куракиной даче 347 женская школа.

Вход в школу был со стороны парка.  В вестибюле напротив входа стояло огромное чучело бурого медведя, опирающегося на палку.  

Школа № 347 просуществовала на Куракиной дачи до мая 1957 года.

С 1957 по 1970 годы в здании на Куракиной дачи располагалась школа — интернат №10. В 1960 году для интерната был построен  спальный корпус. Сегодня в нем расположен Дом Детского Творчества «Левобережный».  С 1970 по 1974 годы здание было закрыто на капитальный ремонт.

По адресу Шелгунова № 23 находилась школа № 345, для которой было построено новое здание с бассейном. В 1968 году педагогический коллектив школы № 345 разделился на два коллектива.

Одна часть преподавателей перешла в новую школу №345, другая, с директором Голубевой Кирой Георгиевной, остались в здании на Шелгунова в школе №328.   

Школа стала называться: Школа № 328 с преподаванием ряда предметов на английском языке.

Она начала свою работу 1 сентября 1968 года. В Невском районе такой школы не было. Тогда в ней насчитывалось 60 человек педагогического коллектива и обучалось 800 человек. 

В 1974 году было отремонтировано здание интерната на Куракиной даче и  в это здание переехала средняя школа № 328

 С июня 2008 года до августа 2009 года в здании школы производился капитальный ремонт.

История создания музея

          В 2000 году силами учителей и учеников школы №328, при участии жителей Невского района, началась работа по сбору материалов для создания школьного музея.    В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, была открыта витрина в фойе школы.

После ремонта появилась возможность разместить собранные материалы в специально выделенном музейном помещении школы.   27 января 2010 года в школе № 328 прошло торжественное открытие музея «История школы на Куракиной даче». Событие было приурочено к 66-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда. На мероприятии присутствовали уважаемые гости: ветераны Великой Отечественной войны, почетные работники школы. Символическую ленточку на открытии музея перерезали представители двух поколений школы – военного и нынешнего.

Ученики школы провели для гостей экскурсию по музею. Эмоциональный и подробный рассказ юных экскурсоводов заинтересовал присутствующих, а особенно взволновал пришедших на открытие музея ветеранов.    

В мае 2012 года музею «История школы на Куракиной даче» был выдан сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения».

Видео

Экскурсии в музее

Обзорная экскурсия для первоклассников

Первоклассники совершают увлекательное путешествие в историю школы № 328. Помогают им в этом юные экскурсоводы и домовенок Кузя, который знает о школе все и помогает ребятам путешествовать во времени!
Длительность: 1 час
Размер группы: 1 группа - 15-20 человек
Возраст участников: от 7 лет

Обзорная экскурсия

Большая обзорная экскурсия по музею школы рассказывает обо всех этапах истории школы, начиная от князей Куракиных и до сиротского института, от Агробазы РОНО и до блокады Ленинграда, от 347 школы до современной школы № 328.
Длительность: 1 час
Размер группы: 1 группа -15-20 человек
Возраст участников: от 8 до 16 лет

Тематическая экскурсия «Николаевская монетка»

Юные экскурсоводы расскажут ребятам о малолетнем отделении Николаевского сиротского института, располагавшемся в здании нашей школы в царское время. В ходе экскурсии,учащиеся узнают о том, как девочки- сироты учились, как жили без родителей, что ели, как одевались и в какие игры играли. Как сиротское отделение с проверкой посещал император АлександрIII и какой концерт готовили сироты. Экскурсия проводится с театрализованными элементами.
Длительность: 1,5 часа
Размер группы: 1 группа - 15-20 человек
Возраст участников: от 9 лет

Тематическая экскурсия «Куракина дача в годы блокады»

Экскурсия знакомит с семьей Каменковых, проживших на Куракиной дачи всю блокаду. Вы узнаете и о госпиталях, работавших в здании нашей школы с 1941 по 1943 гг. и о том, почему на Куракину дачу в 1943 году переехала школа № 347.
Длительность: 1 час
Размер группы: 1 группа 10-15 человек
Возраст участников: от 12 лет

Квест «Тайна князей Куракиных»

Квест – это игра, в ходе которой нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать загадки, справиться с трудностями и шаг за шагом добираться до «ТАЙНЫ КУРАКИНЫХ». Выигрывает та команда, которая первой разгадает тайну.
Длительность: 1,5 часа
Размер группы: 2 группы по 7 человек
Возраст участников: от 10 лет

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализуемые на базе музея

Программа "Юный экскурсовод"

Общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности.
Изучение города Санкт-Петербурга и Куракиной дачи через экскурсию – одно из самых эффективных средств его познания.

Программа "Историческое краеведение"

Общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.
В современном мире, когда значительно поменялись ценности молодого поколения, наиболее остро встал вопрос о нравственно-патриотическом и духовно-эстетическом воспитании. В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей очень важно сохранить те ценности, которые во все времена составляли основу жизни.

Программа "Каеведческая азбука"

Общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.

Программа "Музееведение"

Общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.